Фахверковый дом особенности технологии

Мы строим то, что вам нравится по всей России.
Фахверковый дом особенности технологии

О фахверке

Фахверк. Сегодня мало кто при произнесении этого слова не представит себе классическую картинку: узенькая немецкая улочка, вымощенная брусчаткой, чинно идущие бюргеры чередуются с затянутыми в кружевные корсеты фрейлейн, откуда-то доносится запах пива и шкворчание колбасок — а по сторонам сплошь белые, расчерченные коричневыми балками фасады домов. Фахверк. Неважно, бывали ли вы в Фатерлянде или просто видели эту деревянную паутинную вязь по телевизору — не запомнить ее было невозможно. Резкий контраст цветов и показная, нарочитая, бесстыдная (хотя как странно применять это слово к чопорной и серьезной немецкой культуре) архитектура запоминается сразу.

В чем же ее секрет, таящийся за этим присвистывающим, как подходящий к станции поезд, словом — фахверк?

Начнем с простого — со старой доброй этимологии, которая лучше любого зодчего расскажет нам всю правду: «Fach — панель, секция, Werk — дело, сооружение». Что, и все? Загадочно улыбнемся — ну, не совсем…

Дело в том, что фахверк — это каркасная конструкция. То есть слово все-таки лукавит. Дело не в панелях, а как раз наоборот: главными в белостенных домах, перечеркнутых вдоль, поперек и наискось деревянными досками, оказываются как раз доски. А панелей, если по правде, там может и не быть вовсе.

Каркас — вот он, смысл настоящего фахверка. Сначала на земле строится этакий деревянный скелетик, а потом уже — только потом — пространство между балками-досками-столбами заполняется чем угодно — хоть теми же панелями. В классических немецких домах, известных с шестнадцатого века, панели были далеко не всегда — глина, щебенка — пространство между досками необходимо было закрыть тем, что мы сейчас назвали бы утеплителем. И вот только потом, чтобы все это держалось покрепче, не осыпалось после каждой зимы, оставляя щели между ребрами каркаса, замазанное глиной (а у кого побогаче — и деревом) пространство закрывалось теми сами панелями — ну, или просто штукатурилось, — тут уж как бог положит на душу бюргеру.

В сущности, постройка очень простая. А еще быстрая, дешевая (да уж, не сравнить с цельнокаменным домом) и теплая. Тепло держит уж точно лучше камня, и отопления требует не так уж и много. Прекрасно! Но тогда возникает резонный вопрос — а почему же фахверк, который сейчас, как мы убедились вначале, с легкостью представляет себе любой и каждый, изобретен так поздно — все каких-то пятьсот лет назад? Казалось бы, сколько куда как более трудных архитектурных решений уже знали люди на тот момент, какие выстраивали Колизеи, какие возводили Парфеноны?

— Ну а с чего вы взяли, что фахверк придумали именно в Германии и именно в эпоху Возрождения? Фахверк — он ведь не только стиль — беленькое с коричневеньким, дерево и глина — он ведь еще и принцип. Скажите, вы же бывали в лесу? Хоть раз в жизни, в детстве, на тихой грибной охоте бродили там с ножиком и хищно сверкали глазами под каждый куст? А потом, когда ноги уже не ходили, выбирали полянку поуютнее, садились поближе к разведенному костру… И ведь наверняка начинали, хотя бы для шутки, делать шалаш. Тем самым ножиком резали ветки, вязали их у верхушек, вкапывали в землю… Конечно, шалаш мог и не удаться, но принцип каркаса знаком каждому. Скажем больше — в совсем глубоком детстве, прячась под стол от родителей и занавешивая свое убежище пледом, вы тоже, пускай и неосознанно, возводили каркасное жилище. Не хуже чем у бюргеров — только что немного поменьше. Ножки стола — опорные столбы, плед — читай те же панели.

Вот поэтому-то фахверк так и близок уму и сердцу — его интуитивно знают с детства как наиболее простой и надежный тип постройки. Издали машут рукой индейцы: Монтигома и Чингачгук сидят в вигваме — каркасной постройке! На горизонте недобро темнеют верхушки юрт — идет вечное монгольское кочевье. Заведенно кивают на востоке китайцы и японцы — им ли не знать всего о каркасах — кто, как не восточные народы, додумался использовать такую архитектуру во всех областях жизни? Мирные дома с затянутыми рисовой бумагой проемами между столбами. Суровые крепости (да-да, и они тоже), опоры стен которых не обхватить и вчетвером. И самая древняя из дошедших до нас «во плоти» каркасных построек — японский кедровый храм, разменявший уже четырнадцатое столетие своей священной службы.

Вот видите: стоит оглянуться вокруг, и все окажутся вашими знакомыми — сколько там нужно рукопожатий — не больше трех? А мы уложились и того меньше — в два. Вышли пешком из-под стола прямо на ту самую немецкую улочку.

Вот только все-таки странно… То есть все понятно, но не до конца. Ведь смотрите: юрты, шалаши, чумы, вигвамы, даже затесавшийся японский храм — все это прекрасно. Но почему же Европа так долго шла к такой простой идее?

Заказать фахверковый дом

А ведь верно — почему? На самом деле, каркасные конструкции в немецких (честно говоря, не только, но нас сейчас интересует родина фахверка — стиля и принципа) городах появились еще в 12 веке. После темных и опасных веков средневековья, когда даже церкви строились со стенами многометровой толщины, стало можно вздохнуть чуточку свободней. И хотя дом еще оставался крепостью, он мог теперь иметь в своих стенах и слабые места — времена наступали поспокойней, чем раньше. Но, несмотря на это, на заре Возрождения ни один дом не смел еще выставить наружу свой каркас. Это было не только неблагоразумно, но еще и — помните, какое слово мы употребили в начале, — неприлично. Все вокруг было творением Божьим — птицы, животные, растения — даже насекомые с их, в сущности, вполне фахверковым внешним скелетом. И человеку, такому же творению, никак не пристало гордиться тем, что он умеет делать сам: например, строить дома. Лучшие дома — Богу, себе — как-нибудь. И вот только когда по Европе начала ходить сначала мелкая, а потом уже и лихорадочная дрожь Реформации — тогда человек и пересмотрел свои отношения с божеством. Сначала перестал бояться, потянулся к нему всеми шпилями готических храмов, а потом — когда не дотянулся — обиделся. И сказал: вот как я умею! Не милостью божьей, не чудом — а сам! Вот они — доски, ребра моего дома. Вот она — штукатурка — белая, откровенная, честная. Вот оно – мое умение для моей жизни. И если бог создал меня человеком, то пусть гордится мной.

Так в протестантскую Европу одновременно с духом капитализма, Мартином Лютером и буржуазными революциями вошел стиль и принцип фахверка.

Ну а что же сейчас? Сейчас, конечно, все немножко по-другому. Моду не отличить от идеологии, а любая национальная культура стремится стать интернациональной. Поэтому и классический фахверк совсем не тот, что прежде. Нет-нет, он вовсе не стал хуже, просто обновился, приблизился к требованиям двадцать первого века. Теперь его можно увидеть и в Подмосковье — все те же белые панели и коричневые доски. Вот только прячется за ними уже никакая глина, а современные экологичные утеплители. Да и доски язык не поворачивается называть таким простым словом — высокотехнологичный клееный брус, которому нипочем любая непогода, легко может поспорить с классическим деревом фахверков, по пятьсот лет стоящих на своих бюргерских улочках.


Заказать услугу
Оформите заявку на сайте. Наш менеджер свяжется с вами для уточнения деталей.